En+ Group провела сессию «Год экологии в России: лучшие практики партнерских инициатив» на ХIII ежегодной конференции «Ведомостей» «Благотворительность в России. Проблемы инфраструктурного развития»

3 МАРТА 2017

Впервые на традиционной конференции газеты «Ведомости», посвященной благотворительности, вопросы экологии были выделены в отдельную сессию. В рамках «зеленой» сессии эксперты обсуждали лучшие мировые практики крупного бизнеса, способы организации эффективных экопроектов с минимальными материальными затратами и большим эффектом, возможности партнерства власть-бизнес-НКО и многое другое.

В дискуссии приняли участие представители законодательной власти, бизнеса, благотворительных фондов, WWF. Модератором сессии стала Елена Вишнякова, директор по связям с общественностью En+ Group.

Сессия открылась выступлением 9-й студии Школы-Студии МХАТ, которая уже несколько лет является партнером En+ Group в программе «Молодой МХАТ – Сибири». Молодые артисты в прошлом году записали свое обращение к волонтерам акции «360 минут», а в этом планируют стать участниками акции на Байкале.

- Люди, которые собрались на этой сессии, объединены одной замечательной идеей, - сказал депутат Госдумы РФ, первый заместитель председателя комитета по экологии Николай Валуев. – И эта идея заключается не только в добром отношении к людям, но и не менее добром и ответственном отношении к природе. Я очень рад, что эту сессию поддерживают представители крупного бизнеса. Рад тому, что они давно пришли к мысли, что у природы нужно не только брать, но и отдавать ей, причем как можно больше.

Как пояснил Николай Валуев, на мероприятия Года экологии и 100-летия особо охраняемых природных территорий государство выделило немалые деньги – более 200 млрд рублей, и эти средства в первую очередь будут расходоваться на то, чтобы сохранить ООПТ, в том числе, на Байкале. Депутат особо отметил Всероссийский волонтерский экомарафон «360 минут», который в этом году привлечет в свои ряды уже 100 тысяч добровольцев. Он особо подчеркнул, что необходимо поддерживать на государственном уровне не только уборку, но и переработку мусора.

Обзор лучших экологических практик крупнейших мировых компаний сделала менеджер отдела анализа и контроля рисков PriceWaterhouseCoopers Вера Смирнова. В горнодобывающей промышленности самым ярким примером экологизации стала компания Rio Tinto, переводящая свои производства на альтернативные источники энергии. Главное направление экологизации среди финансовых институтов – «зеленые облигации», с помощью которых финансируются лишь те проекты, которые оказывают наименьшее воздействие на окружающую среду. Масса примеров - в сфере IT, большинство из которых изначально выстраивает свою стратегию в соответствии с принципами устойчивого развития. Так, Google заявил, что в самое ближайшее время переведет все свои дата-центры и большинство офисов по всему миру на электроэнергию, выработанную с помощью ВИЭ. Для сектора производства товаров потребления наиболее традиционными эко-технологиями являются производство упаковки из биоразлагаемых материалов и продукции из экологически чистого сырья, а также создание инновационных лабораторий.

Пример сотрудничества с ИКЕА и другими ритейловыми компаниями привел директор по природоохранной политике WWF Евгений Шварц, пояснив, что эти проекты особенно важны для Всемирного фонда дикой природы, поскольку 70% экологического следа приходится на долю личного потребления. Еще одним показательным примером стало взаимодействие WWF с En+ Group.

– Несколько лет назад совместно с En+ Group мы начали исследование по минимизации воздействия новых объектов гидрогенерации на окружающую среду, - рассказал Евгений Шварц. - Было проанализировано множество потенциальных створов в бассейне реки Амур, и я не знаю в мире аналогов такой масштабной работы (она длилась три года). Сейчас выводы, сделанные в ходе этого исследования, реализуются En+Group. Такую же практику взяли на вооружение другие крупные бизнесы.

Ирина Чернакова, заместитель руководителя департамента по вопросам устойчивого развития IKEA Centres Russia и представитель благотворительного фонда «Второе дыхание» Ольга Приходько представили совместный проект с одноименным названием, у которого сразу несколько важных составляющих: помощь малообеспеченным людям и воспитание разумного потребления в обществе. Как призналась Ольга Приходько, сам по себе проект едва сводит концы с концами, зато «выхлоп» положительный: ненужная одежда утилизируется без остатка, а работу по ее сортировке и переработке получают люди, которым в силу тех или иных причин трудно конкурировать на рынке труда.

О проекте «Добрые крышечки», к которому недавно присоединились сотрудники En+Group, рассказала вице-президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Анна Виноградова. Фонд собирает пластиковые крышки для утилизации, а деньги, полученные за утилизацию, направляет на адресную помощь детям-сиротам. К примеру, покупка инвалидного кресла равна собранным 8 тоннам крышек. Но простота сбора увеличивает количество участников акции. Буквально в день проведения конференции фонд сдал первую тонну крышек на утилизацию.

Мария Грачева, руководитель проектов по устойчивому развитию En+ Group, рассказала о том, как компания развивает экологическое предпринимательство в партнерстве с Молодежным благотворительным фондом «Возрождение Земли Сибирской». Эффективность проекта «ШЭПР» ярко иллюстрируют его результаты: запуск одного бизнеса в этом проекте стоит около 30 тысяч рублей, а за шесть лет работы проекта в регионе появились более 130 новых экологичных бизнес-проектов.

Директор АНО «Твоя Природа» Татьяна Назаревская подняла тему развития внутреннего туризма, которая в Год экологии считается одной из приоритетных. Она отметила, что если на Байкале экологический туризм развивается, то, к примеру, на Алтае об этом пока не идет и речи.

Выступление директора Русско-немецкого бюро экологической информации Ангелины Давыдовой, по сути, подвело итог дискуссии. Она отметила, что была рада услышать о примерах очень качественных и системных экологических инициатив.

- На мой взгляд, нужно больше говорить о них и показывать примеры тех изменений, которые они приносят, - сказала эксперт. - Не стоит также забывать о «внутренней экологизации» бизнеса, и просто необходимо, на мой взгляд, как можно чаще говорить о связи всех экологических процессов с таким понятием, как качество жизни.

- Дискуссия получилась очень живой и заинтересованной. Несмотря на то что подобная сессия прошла впервые, этот блин сложно назвать комом. Например, участники, развивающие экобизнес, получили возможность вступить в диалог с экологическим комитетом Госдумы и совместно развивать меры поддержки для таких производств. Диалог получился конструктивным, и результатом, пожалуй, можно гордиться, - отметила Елена Вишнякова, директор по связям с общественностью En+ Group.

Материалы конференции, включающие доклады и аудиозапись, можно скачать здесь.